Вопрос-ответ...

Уважаемые посетители сайта!

В данном разделе публикуются наиболее актуальные и распространенные из задаваемых Уполномоченному по правам человека в Архангельской области вопросы граждан, поступающие в ходе личных приемов, "прямых телефонных линий", "горячих линий" с Уполномоченным в различных СМИ, в электронных и письменных обращениях, а также ответы на них. Надеюсь, что данная рубрика станет для Вас полезной, и размещенная здесь информация поможет Вам защитить Ваши права в случае их нарушения.

***

Что является систематическим нарушением общественного порядка при условном осуждении?

Ответ: В соответствии с частью 5 статьи 190 УИК РФ систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

***

Вопрос: Какая ответственность наступает у условно осужденного гражданина при уклонении им от исполнения возложенных на него судом обязанностей?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 190 УИК РФ при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
Вместе с тем частью 4 вышеуказанной статьи установлено, что если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
.

***

Вопрос: Каким образом возможно проведение медико-социальной экспертизы гражданина, осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в местах лишения свободы, с личным присутствием?

Ответ: В пункте 32 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 (далее соответственно – постановление № 588, Правила), определены случаи проведения медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, одним из которых является наличие в направлении на медико-социальную экспертизу сведений о соответствующем предпочтении гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
В соответствии с пунктом 34 Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится:
а) в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) при явке гражданина в бюро (главное бюро, Федеральное бюро);
б) по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации;
в) по месту нахождения гражданина в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
г) по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении, где гражданин отбывает наказание;
д) по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях.
Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы утверждены Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 (далее - Порядок).
В случае если осужденный не может быть доставлен в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья, соответствующее заключение медицинской организации уголовно-исполнительной системы направляется в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы вместе с соответствующими медицинскими документами, и ему сообщается о месте, где может быть проведена медико-социальная экспертиза (пункт 8 Порядка).
Администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного к месту проведения медико-социальной экспертизы (осмотра). При проведении медико-социальной экспертизы в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы осужденный на период проведения медико-социальной экспертизы может быть переведен в другое исправительное учреждение либо направлен в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы (пункт 9 Порядка).
При проведении освидетельствования или переосвидетельствования осужденных в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы администрацией исправительного учреждения обеспечиваются охрана и надзор за указанными лицами в целях обеспечения безопасности работников федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также иных лиц (пункт 17 Порядка).
С учетом изложенного проведение медико-социальной экспертизы гражданина, осужденного к лишению свободы и отбывающего в местах лишения свободы, с личным присутствием может проводиться в бюро (главном бюро, Федеральном бюро), куда администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного, по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации уголовно-исполнительной системы, по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении либо по месту нахождения гражданина в медицинской организации уголовно-исполнительной системы.
(по материалам письма Минтруда России от 2 марта 2023 г. № 13-4/В-400)

***

Вопрос: Возможно ли трудоустройство граждан, у которых отсутствует документ воинского учета? Обязана ли организация сообщать в военкомат о приеме на работу работника, не представившего документы воинского учета?

Ответ: Законодательством Российской Федерации обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 вышеуказанного Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета. В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.
(по материалам письма Минтруда России от 29.09.2023 № 14-6/ООГ-6134)

***

Вопрос: Может ли быть предоставлена отсрочка уплаты уголовно штрафа?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена на срок до пяти лет, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора») ходатайство о рассрочке уплаты штрафа (часть 2 статьи 398 УПК РФ), если этот вопрос не решен в приговоре, рассматривается в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ. При этом суд проверяет доводы осужденного о том, что единовременная уплата штрафа для него невозможна. С этой целью суд заслушивает объяснения осужденного, если тот участвует в судебном заседании, объяснения других участвующих в деле лиц, мнения судебного пристава-исполнителя и прокурора (если он участвует в судебном заседании) и исследует представленные материалы.
В решении об удовлетворении ходатайства осужденного о рассрочке уплаты штрафа указываются период рассрочки и суммы ежемесячных выплат.

***

Вопрос: Кому может быть предоставлена отсрочка от исполнения приговора суда? Может ли быть предоставлена отсрочка уплаты уголовно штрафа?

Ответ: В соответствии со статьей 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, принудительным работам, аресту или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из следующих оснований:
1) болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, - до его выздоровления;
2) беременность осужденной, наличие у нее малолетнего ребенка, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетнего ребенка - до достижения ребенком возраста четырнадцати лет, за исключением осужденных, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, - на срок, установленный судом, но не более 6 месяцев.
4) добровольное желание осужденного, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, признанного больным наркоманией, пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию - до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более пяти лет.
Вопрос об отсрочке исполнения приговора решается судом по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора.

***

Вопрос: Управляющая компания очистила придомовую территорию и сгребла снег в кучи в районе торцов дома. Должна ли управляющая организация вывозить этот снег с придомовой территории?

Ответ: Нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие обязательные работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), не упоминают в их числе вывоз снега, ограничиваясь понятиями «очистка придомовой территории от снега» и «сдвигание свежевыпавшего снега». Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Согласно пункту 24 названного перечня в холодный период года в работы по содержанию земельного участка МКД входит сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда. При этом вывоз снега в перечне не упоминается. Не упоминается он и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Согласно пункту 3.6.20 этих Правил снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений. Пункт 3.6.16 Правил устанавливает, что убираемый снег должен сдвигаться во дворах к местам складирования. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) также не упоминают такой вид работ, как вывоз снега. Таким образом, буквальное содержание нормативных актов федерального уровня не позволяет однозначно утверждать, что вывоз снега входит в перечень работ по содержанию придомовой территории МКД.
Исходя из этого, вывоз снега с придомовой территории является дополнительной услугой. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.
Вместе с тем управляющая организация обязана очищать придомовую территорию от снега, при этом убираемый снег должен сдвигаться во дворах к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.Важно отметить, что складирование снега запрещено на детских площадках и на клумбах и цветниках.Кроме того, складирование снега не должно приводить к подтоплению придомовой территории при его таянии.

***

Вопрос: Что делать, если дома холодно?

Ответ: С наступлением осенне-зимнего периода тепло в домах становится крайне актуальным вопросом для граждан. Основными требованиями к качеству коммунальных услуг по отоплению жилого помещения является его бесперебойная круглосуточная подача в течение всего отопительного периода, при этом температура воздуха в жилых помещениях должна быть:
в жилых помещениях – не ниже +18°С, в угловых комнатах – +20°С,
в районах с температурой наиболее холодной пятидневки ‑31˚С и ниже – в жилых помещениях не ниже + 20˚С, в угловых комнатах – +22˚С.
Именно такие нормативы установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и взяты за основу при определении предоставления качественной или некачественной коммунальной услуги.
Для того чтобы правильно измерить температуру воздуха в жилом помещении, необходимо придерживаться следующих правил:
- при наличии нескольких комнат в квартире проводить измерения в наибольшей по площади жилой комнате;
- температуру нужно замерять в центре комнаты на пересечении диагоналей, на расстоянии одного метра от поверхности пола. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.
Если температура не соответствует установленным нормативам потребителю необходимо:
- Обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Не позднее 2 часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги от потребителя должна быть назначена проверка. Проверка может быть проведена позднее, только если иное время согласовано с потребителем. При установлении факта нарушения качества коммунальной услуги в ходе проверки составляется акт. 
- Составить самостоятельно акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, если не удается передать сообщение в аварийно-диспетчерскую службу, а также, если проверка не проведена в установленный срок. В таком случае акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома.
Если факт оказания услуги ненадлежащего качества подтвержден актом проверки, то управляющая компания, если она является исполнителем коммунальной услуги, должна сделать потребителю перерасчет и принять меры по устранению нарушения.
Если управляющая компания отказывается на основании акта проверки сделать перерасчет, а также не устраняет нарушения потребитель вправе обратиться в органы муниципального жилищного контроля или в Государственную жилищную инспекцию с заявлением и приложенным к нему документом, подтверждающим факт нарушения качества предоставленных коммунальных услуг.

***

Вопрос: Что такое «социальное такси» и кто имеет право воспользоваться его услугами?

Ответ: В Архангельской области программой «Социальная поддержка граждан в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 464-пп, предусмотрена возможность транспортного обслуживания инвалидов и детей-инвалидов специализированным транспортом государственных организаций социального обслуживания населения Архангельской области («социальное такси»).
Услуга «социального такси» предоставляется бесплатно один раз в месяц следующим категориям граждан:
инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности;
инвалидам I и II групп с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, приводящим к ограничению способности к самостоятельному передвижению;
детям-инвалидам, которым установлена инвалидность по зрению или в связи с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, приводящим к ограничению способности к самостоятельному передвижению, и сопровождающему их лицу.
Транспортная услуга «социального такси» предоставляется в целях пассажирской перевозки инвалида специализированным транспортным средством от места его нахождения до места нахождения объекта социальной инфраструктуры и обратно. При этом под объектами социальной инфраструктуры понимаются органы (организации) социальной защиты населения, организации социального обслуживания граждан, медицинские организации, территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ, органы внутренних дел, органы (организации) службы занятости населения, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, морские порты, речные порты, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров, кредитные организации, организации почтовой связи, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедические организации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, образовательные организации, предоставляющие образовательные услуги инвалидам и детям-инвалидам, учреждения культуры, спортивно-оздоровительные организации, предоставляющие услуги по адаптивной физической культуре для инвалидов и детей-инвалидов, общественные организации, организации, связанные с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, органы записи актов гражданского состояния, учреждения по предоставлению услуг связи и информационных услуг.
Для того, чтобы воспользоваться услугой «социального такси», необходимо обратиться в комплексный центр социального обслуживания с документом, удостоверяющим личность, а также справкой, подтверждающую факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (в случае отсутствия сведений об инвалидности в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов»). При обращении инвалидов I или II группы, детей-инвалидов, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, приводящее к ограничению способности к самостоятельному передвижению, необходимо дополнительно представить подтверждающие документы (в случае отсутствия данных сведений в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» – ИПРА, справку медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по месту жительства (прикрепления) гражданина).
Вместе с тем данная транспортная услуга может быть оказана за плату вышеуказанным лицам, реализовавшим в текущем месяце право на предоставление один раз в месяц транспортной услуги без взимания платы, а также инвалидам и детям-инвалидам, не относящимся к вышеуказанным категориям, в том числе сопровождающему их лицу.

***

Вопрос: Организация, осуществляющая управление нашим многоквартирным домом, отказывает в замене старых, сломанных почтовых ящиков в счет платы за содержание жилья, утверждая, что их ремонт и замена возможны только в качестве дополнительной услуги, которая должна быть включена в договор управления. Правомерны ли ее действия?

Ответ: Исходя из системного толкования положений частей 1, 1.1 и 2.3 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, требования, которые предъявляются к выполнению работ по управлению и техническому обслуживанию дома, все текущие и неотложные работы и услуги в отношении общего имущества многоквартирного дома считаются предусмотренными в договоре в силу правил содержания дома как объекта недвижимости и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные работы и услуги.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В силу подпунктов "д" и "ж" пункта 2 Правил в состав общего имущества включается не только механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), но и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. При этом указанный перечень общего имущества не является исчерпывающим.
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества приказом Минрегиона России от 1 июня 2007 года № 45 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома. Согласно подразделу 3.15 «Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме» Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, являющейся приложением к указанному Положению, в нем содержатся рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов как объектов общедомового имущества.
В статье 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. В силу положений статьи 31 указанного закона абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное установление на первых этажах многоквартирных жилых домов абонентских почтовых шкафов, которые являются общим имуществом многоквартирного дома в силу требований части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, подпункта "д" пункта 2 Правил.
Поскольку абонентские почтовые ящики относятся к общему имуществу многоквартирного дома, такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения. При ненадлежащем состоянии абонентского почтового шкафа в подъезде многоквартирного дома он подлежит восстановлению (ремонту либо замене) управляющей организацией в счет установленной платы за содержание жилых помещений, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Определение состава общего имущества многоквартирного дома регулируется федеральным законодательством.
Таким образом, отсутствие в договоре управления многоквартирным домом упоминания в составе общего имущества абонентского почтового шкафа не освобождает управляющую организацию от обязанности по восстановлению (ремонту либо замене) почтовых ящиков в случае их ненадлежащего технического состояния.

***

Вопрос: Я устроился на работу преподавателем и мне предоставили служебное жилье до 2025 года. Так получилось, что я уже более года не платил за коммунальные услуги. Работодатель заявил, что расторгнет со мной договор найма служебного жилья. Может ли он это сделать только потому, что я не плачу коммунальные услуги?

Ответ: Следует отметить, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения). Согласно части 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 ЖК РФ случаях. Исходя из положений статьи 83 ЖК РФ, одним из случаев расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке является невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. Таким образом, поскольку Вами не вносилась плата за жилищно-коммунальные услуги более одного года, у работодателя имеется основание для обращения в суд в целях расторжения с Вами договора найма специализированного жилого помещения.

***

Вопрос: Я являюсь собственником 2/3 доли квартиры, которая мне и моему брату досталась после смерти родителей. Недавно я узнала, что брат продал свою 1/3 доли квартиры третьему лицу. Имел ли он право продавать часть своей доли без моего участия?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается.
Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
Вместе с тем Ваш брат прежде, чем продать свою долю постороннему лицу, обязан был письменно обратиться с предложением о покупке его доли к Вам с указанием стоимости этой доли.
Поскольку Ваш брат нарушил преимущественное право покупки Вами его доли, Вы имеете право в течение трех месяцев с момента как Вам стало известно об этом, обратиться в суд требованием о переводе на Вас прав и обязанностей того покупателя, которому была продана доля Вашего брата.

***

Вопрос: Какие акты управляющей компании может подписывать Совет многоквартирного дома и лица, уполномоченные собственниками?

Ответ: В соответствии со статьей 16.1 Жилищного кодекса РФ полномочия на подписание актов предоставлены председателю совета многоквартирного дома решением общего собрания собственников. Если в доме не выбран совет многоквартирного дома, то подписание актов общее собрание может делегировать уполномоченному собственнику в доме.
Указанные лица подписывают акты:
- приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Форма акта, утвержденная Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр, не является рекомендованной, а представляет собой, по сути, форму контроля собственников помещений в МКД за выполнением работ по ремонту общего имущества в таком доме.
В акте приводятся:
- наименование вида работ (услуг);
- периодичность (количественный показатель) выполнения работы (оказания услуги);
- единица измерения работы (услуги);
- стоимость (сметная стоимость) за единицу выполненной работы (оказанной услуги);
- цена выполненной работы (оказанной услуги).
- акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Составление таких актов предусмотрено пунктами 15,16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- акт об установлении наличия или отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета (п. 56 (1)постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
- акт об отказе предоставить допуск к общему имуществу в помещении потребителя (Письмо Минстроя РФ от 16.01.2019 № 794-АО/06).
- акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения, общему имуществу собственников (п. 152постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Обратите внимание, что в договоре управления, согласованном с управляющей организацией и утвержденном собственниками на общем собрании, могут быть указаны иные акты, которые подписываются обеими сторонами договор.


***

Вопрос: Может ли быть водворен в штрафной изолятор осужденный, который является инвалидом 2 группы?

Ответ: В соответствии со статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не переводятся в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа осужденные, являющиеся инвалидами I группы, а также осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам.

***

Вопрос: Моего родственника осудили условно с испытательным сроком. Как исчисляется испытательный срок и какие органы контролируют условно осужденных?

Ответ: При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. К осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

***

Вопрос: Какие требования предъявляются к водителю легкового такси?

Ответ: С 01.09.2023 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Требования к водителям легкового такси установлены статьей 12 указанного закона. Так, водителем легкового такси может быть лицо, которое:
1) имеет право на управление транспортными средствами категории "B" в течение трех и более лет;
2) не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "B" или медицинских ограничений к управлению такими транспортными средствами;
3) заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.
Обратите внимание, что к управлению легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа не допускается лицо, которое:
1) было повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания;
2) не прошло аттестацию на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (при наличии), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
3) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или подвергается уголовному преследованию за эти преступления;
4) имеет за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси, более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, за исключением случаев, если сроки исполнения постановлений о наложении административных штрафов за эти правонарушения истекли в соответствии с КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
При этом обязанность сообщить перевозчику о наличии указанных обстоятельств возлагается на водителя такси.

***

Вопрос: Через 2 недели будет проводиться медико-социальная экспертиза для рассмотрения вопроса о признании меня инвалидом. Долгое время я лечусь у врача-окулиста, которому очень доверяю. Имею ли я право пригласить на экспертизу данного врача?

Ответ: В соответствии с пунктом 38 Правил признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588) гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Таким образом Вы имеете право пригласить специалиста для участия в комиссии.

***

Вопрос: Что разрешено иметь при себе при водворении в специальное помещение?

 Ответ: В соответствии с пунктом 9 Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 301, в задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, обувь (в одном комплекте), носовые платки, предметы личной гигиены и туалетные принадлежности.
 Как следует из пункта 20 вышеуказанного Положения Задержанные лица имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы), столовые предметы, постельное белье и продукты питания от родственников и других лиц, личность которых установлена.
 Передаваемые задержанным лицам вещи, предметы и продукты питания проверяются сотрудником полиции и предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Проверка вещей, предметов и продуктов питания не должна приводить к их порче и невозможности использования по назначению.
 Использование предметов первой необходимости задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудника полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими вещами и предметами, изъятыми у задержанного лица, за исключением подлежащих утилизации использованных предметов личной гигиены и продуктов питания с истекшим сроком годности.
 Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

***

Вопрос: Каких лиц запрещается помещать в специальные помещения полиции?

 Ответ: В соответствии с пунктами 15, 16 Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 301, запрещается размещение в специальных помещениях:
- лиц, с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое», а также лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного или иного вида опьянения;
- лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);
- беременных женщин.
 Указанные лица не размещаются в специальных помещениях при наличии у них справок или заключений, свидетельствующих о болезни или беременности, выданных медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, станцией скорой медицинской помощи или медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи.
 Не подлежат размещению в специальных помещениях задержанные лица, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет (когда их возраст очевиден либо подтверждается свидетельством о рождении или иными документами), при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

***

Вопрос: Может ли быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания осужденному, признанному больным наркоманией? Если да, то в каком порядке и на какой срок возможна отсрочка?

 Ответ: Согласно статьей 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, признанному больным наркоманией и изъявившему перед судом желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может предоставить отсрочку отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
 Исполнение определения суда об отсрочке отбывания наказания возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, в которую направляется копия такого определения.
 Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает его. У осужденного администрацией исправительного учреждения берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в трехдневный срок со дня прибытия.
 Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением и прохождением им курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.
 Порядок осуществления контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
 В случае, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от их прохождения, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.
 Осужденный считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, если он, не отказавшись от их прохождения, не посещает или самовольно покинул лечебное учреждение и (или) учреждение медико-социальной реабилитации, либо два раза не выполнил предписания лечащего врача, либо продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, либо скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции и его место нахождения не установлено в течение более 30 суток.
 После прохождения осужденным курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации и при наличии ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом заключения врача и поведения осужденного направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания.
 В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения из исправительного учреждения в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если осужденный скрылся от контроля после постановки его на учет, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае недостижения результатов направляет материалы для объявления осужденного в розыск. Скрывшийся осужденный может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.


***

Вопрос: Родственник осужден к отбыванию наказания в колонии-поселении. Какие особенности имеются и какие права у осужденных?

 Ответ: В соответствии со статьей 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлены условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях. Так, в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:
 - содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества;
 - проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения;
 - имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах.
 При этом Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
 Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения.
 Осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.
 При применении к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

***

Вопрос: Мой брат условно был осужден. Какие могут быть последствия при уклонении от назначенного наказания? Что считается уклонением?

 Ответ: В соответствии со статьей 190 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
 В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 УИК РФ требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление. Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию или командованию воинской части.
 При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
 Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
 Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

***

Вопрос: На какие категории населения распространяется принятый закон об освобождении от уплаты пеней?

 Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 13.06.2023 № 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 13 июня 2023 года от начисления пеней в случае, если за жилое помещение и коммунальные услуги заплатили не в срок и (или) неполностью, освобождены:
• все мобилизованные — на время их военной службы;
• те, кто проходит эту службу в Вооруженных силах РФ по контракту и задействован в специальной военной операции, — на период участия в ней;
• те, кто заключил контракт о добровольном содействии Вооруженным силам РФ во время мобилизации, — на срок контракта;
• члены семей этих и ряда иных граждан — на период для них.
 Правило охватывает также пени по взносу на капремонт и касается еще некоторых лиц. Порядок освобождения от начисления пеней определяет высшее должностное лицо субъекта РФ.
 Меру поддержки можно применить только к одному помещению по выбору ее получателя. Ранее послабление действовало лишь для тех, кто заключил контракт о прохождении военной службы из-за мобилизации, и членов их семей. Однако нормы о выборе только одного жилья не было.
 Вступили в силу и другие положения. Например, запретили ограничивать и (или) приостанавливать коммунальные услуги для помещения, которое выбрали получатели меры поддержки. Новшества распространили на отношения, которые возникли с 24 февраля 2022 года.

***

Вопрос: При увольнении из организации я написал заявление по собственному желанию, без указания даты увольнения. Через 5 дней после подачи заявления меня уволили. Но у меня изменились обстоятельства, и я хотел отозвать заявление, так как думал, что у меня есть две недели на отработку. Вправе ли был работодатель уволить меня, не дожидаясь истечения двух недель?

 Ответ: В соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. При этом до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление.
 По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
 Таким образом, если в заявлении об увольнении дата увольнения отсутствует, а также отсутствует соглашение между работником и работодателем об увольнении до истечения срока предупреждения, то работник не может быть уволен, ранее, чем истечет срок предупреждения.
 В случае, если работодатель не согласен восстановить Вас на работе добровольно, Вы вправе обратиться за защитой своих прав в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости - Межрегиональную территориальную государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.

***

Вопрос: Недавно узнал, что в Архангельской области дают выплаты при газификации жилья. Кому они положены и при каких условиях?

 Ответ: Выплаты на газификацию отдельным категориям граждан предусмотрены областным законом от 22 февраля 2022 года № 532-32-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на газификацию расположенных на территории Архангельской области объектов индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан». Порядок предоставления указанной меры поддержки определен Постановление Правительства Архангельской области от 17 ноября 2022 года № 938-пп «Порядок предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на газификацию расположенных на территории Архангельской области объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки отдельным категориям граждан».
 Мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на газификацию расположенных на территории Архангельской области объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки предоставляется по месту жительства однократно в форме единовременной денежной выплаты в размере суммы расходов на газификацию жилых домов, но не более 100 000 рублей.
 Единовременная денежная выплата выплачивается:
в качестве оплаты расходов на газификацию жилых домов в случае, если граждане заключили договоры на выполнение работ, оказание услуг и (или) приобретение товаров, и не оплатили данные работы, услуги и (или) товары на день обращения;
в качестве оплаты и компенсации расходов на газификацию жилых домов в случае, если граждане заключили договоры на выполнение работ, оказание услуг и (или) приобретение товаров, и оплатили данные работы, услуги и (или) товары не в полном объеме на день обращения;
в качестве компенсации расходов на газификацию жилых домов в случае, если граждане фактически понесли такие расходы на день обращения.
 Под расходами на газификацию жилых домов понимаются расходы на:
- проектирование и строительство газопровода, включая проектирование и строительство внутренних газопроводов, в границах земельного участка, на котором расположен жилой дом, подлежащий газификации;
- приобретение и установку (монтаж) газоиспользующего оборудования;
- приобретение и установку приборов учета используемого природного газа.
 Претендовать на получение данной меры поддержки могут:
- один из членов малоимущей семьи (одиноко проживающий малоимущий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) на дату обращения за назначением меры социальной поддержки ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного постановлением Правительства Архангельской области,
- один из членов многодетной семьи,
- инвалиды,
- один из членов семьи, воспитывающей ребенка-инвалида,
- участники ВОВ, инвалиды ВОВ, труженики тыла,
- ветераны труда, ветераны труда Архангельской области, ветераны военной службы,
- лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий,
граждане, получающие региональную социальную доплату к пенсии,
супруга (супруг) гражданина, призванного на военную службу по мобилизации, состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с ним (с ней), родители гражданина, призванного на военную службу по мобилизации,
и иные категории, перечисленные в статье 4 указанного областного закона.
 Для получения меры поддержки в виде единовременной денежной выплаты на газификацию можно обратиться:
- через отделения «Мои документы» (МФЦ);
- лично или через представителя в отделение социальной защиты населения по месту жительства;
- почтовым отправлением в отделение социальной защиты населения по месту жительства.
 Обращаем внимание, что с подробной информацией о предоставлении данной меры социальной поддержки, нормативными правовыми актами, регламентирующими ее предоставление можно ознакомиться на сайте ГКУ АО «Архангельскмй областной центр социальной защиты населения» (https://sznao.ru) в разделе «Меры соцподдержки».

***

Вопрос: Может ли осужденный получить общее образование при отбывании наказания? Если да, то до какого возраста и в каком порядке это происходит?

 Ответ: Согласно статье 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
 Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
 Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
 Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

***

Вопрос: Несут ли осужденные ответственность за причинение вреда имуществу при отбывании наказания?

 Ответ: В соответствии со статьей 102 УИК РФ в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные к лишению свободы несут материальную ответственность:
- за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей, - в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;
- за ущерб, причиненный иными действиями осужденных, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
 Осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.
 Неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному с зачислением на его лицевой счет.

***

Вопрос: По просьбе сестры я обратился в поликлинику за получением информации о результатах ее обследования. Однако мне отказали с мотивировкой, что это врачебная тайна. Правомерен ли отказ? Какие сведения составляют врачебную тайну? Существуют ли исключения?

 Ответ: Действительно, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении составляют врачебную тайну. Необходимо отметить, что согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено гражданином в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
 Существуют исключения, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Согласно части 4 статьи 13 указанного закона, предоставление таких сведений допускается:
- для обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему - больному наркоманией для информирования родителей (законного представителя);
- для информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, либо о смерти пациента, личность которого не установлена;
- при расследовании несчастного случая на производстве;
- для учета и контроля в системе обязательного социального страхования.
 Кроме того, при неблагоприятном прогнозе развития заболевания допускается разглашение врачебной тайны супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (часть 3 статьи 22 Закона № 323-ФЗ).
 Разглашение врачебной тайны также возможно при выдаче заключения о причине смерти и диагнозе заболевания следующим лицам: супругу, близкому родственнику, а при их отсутствии - иным родственникам либо законному представителю умершего (ч. 5 ст. 67 Закона № 323-ФЗ).
 В случае смерти пациента допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, запросившим их супруге (супругу) умершего, его близким родственникам либо иным лицам, указанным пациентом (его законным представителем) в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, если пациент (его законный представитель) не запретил разглашение указанных сведений (часть 3.1 статьи 13, части 7 статьи 20, части 4, 5 статьи 22 Закона № 323-ФЗ).
 Дополнительно отмечаем, что за нарушение врачебной тайны предусмотрена гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда), административная ответственность (штраф), уголовная ответственность (штраф, либо исправительные работы, либо принудительные работы, либо арест, либо лишение свободы).

По материалам ИПС КонсультантПлюс

***

Вопрос: С наступлением весны все более актуальным становится вопрос уборки за домашними питомцами на улице. Какие требования установлены на законодательном уровне к владельцам собак при выгуле животных? Можно ли привлечь к ответственности владельцев животных, которые не убирают за своими питомцами?

Ответ: Требования к содержанию домашних животных установлены статьей 13 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с пунктом 5 указанной статьи при выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.
 Также необходимо отметить, что указанным федеральным законом установлено требование о недопущении выгула домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
 Возможность привлечения владельцев животных и иных лиц к административной ответственности за нарушение установленных требований определена статьей 21 указанного Федерального закона. При этом до настоящего времени соответствующих положений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ) не внесено.
 Необходимо учитывать, что административное законодательство согласно Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «к» статьи 72 Конституции РФ). Поэтому законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за некоторые административные правонарушения в области обращения с животными, которые не закреплены в КоАП РФ.
 Законом Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за ненадлежащее содержание территорий общего пользования населенных пунктов Архангельской области. Так, статьей 7.7. указанного закона установлена ответственность за нарушение требований к размещению и содержанию площадок для выгула животных на территориях общего пользования населенных пунктов Архангельской области (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» рассматривают административные комиссии, созданные в органе местного самоуправления.
 Необходимо отметить, что в данном случае речь идет только о площадках для выгула животных, создаваемых по решению органов местного самоуправления.
 Так, Правилами благоустройства городского округа «Город Архангельск» (утв. Решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581) (далее – Правила) предусмотрена организация площадок для выгула собак. Площадки для выгула собак размещаются на территориях общего пользования, за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов. На территории площадки для выгула собак размещается информационный стенд с правилами пользования площадкой.
 Вместе с тем норм о привлечении к ответственности за нарушение положений законодательства в части обеспечения уборки владельцем животного продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования Закон Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» не содержит.


По материалам ИПС КонсультантПлюс

***

Вопрос: Мои супруг отбывает наказание в исправительном учреждении. От трудоустроен и получает заработную плату. Может ли он направлять мне денежные средства из колонии, чтобы оказывать помощь в содержании нашего сына?

 Ответ: Согласно пунктам 140, 141, 142 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, осужденный к лишению свободы вправе осуществлять перевод личных денежных средств близким родственникам и иным лицам. Для отправления перевода осужденный к лишению свободы заполняет соответствующий бланк и заявление на имя начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего, с просьбой перевести конкретную сумму из средств, имеющихся на его лицевом счете.
 Перевод личных денег осуществляется банковским или почтовым переводом на основании заявления осужденного к лишению свободы, на котором работником бухгалтерии исправительного учреждения делается отметка о наличии денег. В заявлении указываются реквизиты банковского счета, на который следует перечислить денежные средства, либо адрес, по которому следует перевести денежные средства.  Заявление рассматривается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, в течение трех рабочих дней со дня его подачи и передается в бухгалтерию исправительного учреждения на исполнение. Прием заполненных бланков и заявлений осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.
 Об отправлении денежного перевода осужденному сообщается под расписку.



1 2 3 4

Назад

На главную страницу